Готы — представители музыкальной готической субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов 20-го века на волне пост-панка. Готическая субкультура разнообразна и неоднородна, благодаря тому, что культивирует индивидуальность, тем не менее, выделяются многие общие для нее черты, такие как любовь к готической музыке (готик-року, дэт-року, готик-металу, дарквэйву и др. подобным стилям), мрачный имидж (доминирует черный цвет, ирокезы, кожаная одежда, атрибутика, символика (анкх), клыки, линзы неестественных цветов и т. д.), интерес к мистицизму и эзотерике, декадансу, любовь к хоррор-литературе и фильмам.
Имидж готов.
Ранние готы отличались от Панков лишь черным доминирующим цветом одежды и волос (с вставками белого, красного, синего или пурпурного) и серебряными украшениями. Они носили рваную одежду и даже ирокезы, хотя у готов ирокез был обычно черным и намного шире, чем у Панков (выбрит только по сторонам, на висках). Также готы часто использовали в одежде сетку (как правило, рукава у мужчин) и имели оригинальный стиль мэйк-апа: очень белое лицо с большим количеством черной подводки для глаз (и мужчины и женщины). Волосы обычно были закручены и начесаны.
Первоначально у мужчин были короткие и начёсанные волосы, но ближе к концу 80-х длинные черные волосы стали предпочтительнее, и теперь сбритые по сторонам и торчащие кверху волосы у готов можно встретить значительно реже, чем длинные ниспадающие. Мэйк-ап остался частью имиджа, но одежда разнообразилась: теперь некоторые носят одежду с влиянием 18-го или начала 19-го века, другие носят винил, кожу и сетку. А некоторые из них носят и то и другое, хотя редко одновременно. Черный и белый остаются доминирующими цветами, хотя иногда еще появляются красный, синий, пурпурный или зеленый (чаще у кибер-готов). Наиболее используемыми материалами остаются шелк, мятый бархат, кожа, винил и сетка. Так же очень популярен фиолетовый, синий или тёмно-зелёный цвет волос.
Одна из готических причёсок
Готы имеют свой имидж, который за последнее время претерпел значительные изменения. Как бы не развивалась готика, остаются два неизменных основных элемента: всегда только черный цвет одежды (иногда с элементами других цветов), а также исключительно серебряные украшения (как знак презрения к золоту, символу обычных, избитых ценностей, цвету бессмысленно пролитой людской крови). У девушек яркий, выразительный стиль Вамп — плотная черная косметика, подводки, спектр цветов помады и ногтей — от ярко-красного (кровавого) до черного. Все броское, сексуальное и строгое. Девушка-гот (готесса) каждый день выглядит как искусительная монахиня или средневековая королева или как-либо ещё. У готов, работающих в среде, где нельзя себе позволить экстремальный или индивидуальный подход к имиджу, выработался стиль «корпоративный гот» (Slave Goth или Corporate Slave Goth): черная деловая одежда, неброские украшения.
Хотя в готической одежде и преобладают мрачные цвета, в своих проявлениях она весьма разнообразна: начиная от обыкновенной кожаной юбки для девушки и заканчивая шутовским нарядом арлекина для юноши. Общий контекст объединяет множество стилей и фасонов одежды, хотя кожа остаётся наиболее распространенным и используемым материалом. И мужчина, и женщина-гот могут одеваться почти одинаково, — черные плащи или камзолы с широким поднятым воротником, а-ля граф Дракула приемлемы и для тех, и для других. Девушки чаще всего носят корсеты и длинные платья. Романтические элементы прошлых столетий часто фигурируют в готическом образе: кружева, жабо, бархат, корсеты и т.д. По работам фотографа Виона Йелегемс хорошо видны различные направления в этом стиле.
Японский готический стиль, так же известный как «Готическая Лолита» (Gothic Lolita) распространён благодаря группе Moi Dix Mois и её солисту Mana), — это множество рюшечек и преобладающие пастельные тона, а в основном сочетания черного материала и белого кружева, чепчиков, капров, зонтиков, бантиков, плюшевых игрушек и прочей атрибутики готической Алисы в Стране Чудес.
B имидже готов обоих полов прическа играет весьма важную роль. Это могут быть просто прямые длинные волосы, или же их поднимают гелем или собирают в большие пучки, часто волосы красят в красный, чёрный с белыми прядями цвета. Но всё же мейк-ап остаётся одним из главных признаков принадлежности к субкультуре: плотный слой белой пудры на лице, чёрная подводка глаз и губ, рисунок анкха на лице.
Атрибутика готов.
Готическая эстетика крайне эклектична по набору часто используемых символов, здесь можно встретить и египетскую, и христианскую и кельтскую символику. Основным символом готической субкультуры является — анкх, египетский символ жизни. Анкх вошел в субкультуру после выхода на экраны фильма «Голод» (с Дэвидом Боуи). Также часто используются и другие египетские символы — такие как «Глаз Ра». Эти элементы носятся и как традиционные украшения, и как нашивки на одежду или в макияже.
Христианская символика используется реже, по большей части в виде обычных распятий (только в более «стильном» исполнении). Широко используются кельтские кресты, различные кельтские орнаменты. Достаточно обширно представлена оккультная символика — используются пентаграммы (как обычные, так и перевернутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звезды (символы хаоса).
Также используется множество различных символов смерти — украшения с гробами, черепами, и тому подобные; часто декларируется тафофилия - любовь к кладбищам, надгробиям и похоронным ритуалам. К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей, — множество различных их изображений (связь с вампирами и с готами очевидна) помещены на сотнях связанных с готами страниц в интернете или же служат украшением самим готам.
Kаких-то определенных, используемых всеми знаков или символов не существует, — здесь определяющим является эстетический аспект, а также стремление ко всему необычному (отсюда зачастую и происходит увлечение всякого рода «мрачной» символикой). Украшения в основном серебрянные, золото почти не используется.
Среди этой субкультуры можно часто найти много общего с культурой БДСМ, хотя причастие к одной совершенно не означает какое-либо участие в другой. Фетиш элементы особенно распространены среди кибер-готов, но различные ошейники, наручники и цепочки также можно найти и на романтике и на металлисте.
Готическая музыка
Влияние на готическую субкультуру началось еще очень давно, со времен Bowie, Doors и Velvet Underground, но расцвет панка в середине/конце 70х сделал существенную основу для готов, и в музыке и в имидже.
Вслед за панком в конце 70х и ранних 80х начало возникать огромное число новых и переосмысленных музыкальных стилей, и около 1978/79 стал появляться стиль, который пресса в конце 1979 стала называть «готикой».
Создателями этого музыкального стиля (которые вдохновлялись такими исполнителями как Velvet Underground и Bowie) в основном были Joy Division, Siouxsie and the Banshees, Bauhaus и UK Decay.
Первый альбом Banshees («The Scream», Ноябрь 1978) и первый альбом Joy Division («Unknown Pleasures», Июнь 1979) во многом стали образцом для готов, с заметным отсутствием громких панковских гитар и акцентом на ритм секцию вместо этого, вместе с резким пустым звучанием.
Однако первая группа, которая не может быть хорошо классифицирована как что-то кроме готической, была Bauhaus, которая выпустила свой первый сингл «Bela Lugosi’s Dead»в сентябре 1979. The Banshees может быть сочтена за панк, The Cure за New Wave, Joy Division за post-punk, но Bauhaus была явно готической в музыке, имидже, лирике, арте и стиле с самого первого их сингла. Во многом они были архетипом готической группы. Примерно в то же время, когда образовались Bauhaus, UK Decay отказались от своих панковских корней и стали разрабатывать свое независимое «готическое» звучание. Хотя они небыли столь популярны как Bauhaus, Joy Division или The Banshees, UK Decay были намного ближе «второй волне» готических групп и оказали заметное влияние на них.
Роберт Смит — лидер The Cure
В 1980/81 стала появляться новая волна готических групп — Danse Society, Play Dead, The Sisters of Mercy — а Cure отказались от своего New Wave звучания и создали свой уникальный «готический» саунд. В феврале 1981 Abbo из UK Decay обозначил новое музыкальное движение «готика», но прошел еще один год или около того перед тем как движение действительно образовалось.
Важный период развития готического движения в полностью сформировавшуюся субкультуру был с середины 1982 до середины 1983, в котором следует особо отметить октябрь 1982, когда новое движение внезапно получило большое внимание со стороны средств массовой информации.
В июле 1982 открылся клуб Batcave. Сначала он рассчитывался как клуб для людей которым приелась коммерческая направленность New Romantic и они хотели что-то нового и более темного. В первое время там игрались глэм и электронная музыка, но некоторые ранние готические группы также играли там, и плэйлист постепенно стал более готическим.
Так Batcave стал главным местом сбора образовавшейся сцены в Лондоне и также привлёк много внимания со стороны средств массовой информации, которые в свою очередь распустили идею о новой субкультуре по стране. С расцветом Batcave по всей стране открылись похожие клубы, и сам Batcave стал «устраивать туры», давая готам вне Лондона возможность где-то собираться.
Таким образом, несмотря на малую роль в музыке (не считая Alien Sex Fiend и Specimen), Batcave оказал основной толчок на готический имидж и популярность. Также он добавил большое количество «глэма» и внимания со стороны media образовавшейся субкультуре. Далее, в октябре 1982 Bauhaus выпустили «Ziggy Stardust», который стал большим хитом (#15 в UK чартах) и поставил их на Top Of The Pops (место самых популярных) и на лицевую обложку Smash Hits (Октябрь 1982)
Новая волна готических групп также стала получать серьезное внимание со стороны media, с попаданием Southern Death Cult на лицевую обложку NME (Октябрь 1982) и Sex Gang Children на лицевую обложку Noise! (также Октябрь 1982).
После этого две статьи в начале 1983 сфокусировались на том, что явно было отдельным движение. В феврале 1983 Richard North из NME обозначил их как Positive Punk Месяцем позже Mick Mercer написал похожую статью о новых группах в Melody Maker (хотя его выбор групп, как Danse Society, был намного более подходящим)
Тем временем, движение получило имя — слово «готика» ходило вокруг, и это название было прикреплено образовавшейся сцене двумя наиболее важными группами в нем: Andi, лидирующий вокалист из Sex Gang Children, был назван «Граф Визигот» а его фэны «готы» Яном Астбэри (Ian Astbury) из Southern Death Cult. Dave Dorrell из NME затем слышал как они используют этот термин и он стал применяться журналистами.
В октябре 1983 Tom Vague ссылался на «Орды Готов» в журнале Zig Zag, с этого времени и название и субкультура надежно закрепились.
Ежегодно около 25000 следователей субкультуры съезжаются в Лейпциг на самый большой готический фестиваль Wave Gotik Treffen - WGT.
Американский портал VampireFreaks на данный момент содержит самое большое количество профилей готов со всего мира.
Тусовка готов.
В городах с развитой готической сценой можно отыскать массу мест обитания готов. Клубы, всевозможные концерты, и фэсты, кладбища, заброшенные дома, соответствующие магазины. Поскольку в России это движение не так распространено не так как на западе у нас особо не разгуляешся. Если человек начинает посещать места сборов готов его автоматом принимают в готы. Я отношусь к таким делам негативно. Получается что любой колбасер может обрядится в черные шмотки, обвесится серебряными феньками и прискакав на готик пати обьявить что он гот. Какая несправедливость! Необходима еще одна вещь - готическое мировоззрение.
Идеология
Готическое мировоззрение само по себе не привязано ни к какой религии. Среди готов, как и среди обычных людей, можно повстречать христиан, атеистов, язычников, сатанистов - да кого угодно. Готическое мировоззрение складывается из двух понятий: абсолютный индивидуализм и dark-романтика. Большая часть готов - танатофилы то есть люди, воспринимающие смерть как объект поклонения. Эта черта готов проявляется в любви к прогулкам по кладбищам и в пристрастии к произведениям, описывающим смерть. В реальности готов в сатанизме привлекает мрачная религиозная эстетика. Ничего больше. Конечно, кладбище и для тех и для других является местом проведения досуга. Только у каждого он свой: готы просто гуляют, любуясь красотой надгробий, а сатанисты занимаются вандализмом.
Места обитания.
Пристрастие готов к прогулкам в странных местам может иметь кучу причин. Но основная заключается в том, что готы обожают атмосферу спокойствия и умиротворенности кладбищ, напрямую связанную с образом смерти. Действительно, атмосфера любого погоста сама по себе готична, а уж если и само кладбище "готично" (надгробия прошлых эпох, склепы, надгробные памятники, ангелы), то тут и говорить нечего. Естественно, готов в первую очередь привлекают готические исторические кладбища - именно там в западных странах их проще всего встретить. У нас тоже есть такие места. В Москве это Введенское и Донское кладбища, в Питере - Смоленское, Новодевичье и кладбище лександро-Невской Лавры.
Музыка.
Последняя отличительная черта готов - любовь к готической музыке. К сожалению, большинство плохо себе представляют, что такое gothic music, и своими предположениями по поводу принадлежности той или иной команды к этому стилю травмируют бедных готов. Для расширения кругозора назову несколько значимых в истории готической сцены групп.
The Sisters Of Mercy (основатели готики как таковой), Bauhaus, The Cure, The Cult - это "чистая" готика
Type Of Negative, Das Ich, Lacrimosa, Lacuna Coil, Dreadful Shadows - готический металл и ин-дастриал.
Inkubbus Sukkubus, Current 93, Death In June, Sol Invictus - мистическая, христианская, сатанинская готика
А в заключение хочу добавить. ЗАПОМНИТЕ РАЗ И НАВСЕГДА: HIM - ЭТО НЕ ГОТИКА. Только попробуйте сказать такое в присутствии готов - и будитешь осмеяны. Именно из-за таких заявлений готы терпеть не могут фанатов HIM.
Аксессуары готов.
Корсеты.
Бывают двух видов: близкие по виду к историческим предкам (шьются из бархата или парчи, могут быть разных цветов) и корсеты из кожи, латекса, винила - преимущественно черного цвета.
Платья, юбки.
Приветствуется использование кружев, двойных юбок, бархата, шелка, парчи, шифона. Юбки могут быть как короткими, так и длинными, но в любом случае они узкие. Доминирующие цвета, само собой, черный, бордовый, фиолетовый.
Рубашки, кофты.
Могут быть изготовлены из любого материала, как душе угодно. Большой популярностью пользуются кофты-сетки, кружевные рукава и шнуровка.
Обувь.
От армейских ботинок до изящных сапожек.
Украшения.
Готы никогда не носят золота. Зато они без ограничений обвешиваются серебром и драгоценными камнями. В большом почете ошейники (кожаные, металлические, с шипами, цепочками), браслеты, пояса, ремни, булавки. Ко всему этому великолепию добавляются самые различные подвески, кулоны - кресты, Анки, различные символы и т.д.
Make-up.
Лицу важно придать бледный вид. Для усиления контраста используются черные тени. Дальше берется карандаш или подводка
и каждый извращается в меру своей испорченности. Губы либо подводят черным карандашом, либо используют помаду темно-красного или кроваво-красного оттенка. Ногти, само собой, черные. Наиболее часто встречающийся цвет волос - черный. Он, конечно, не обязателен, но очень распространен. Стили, в которых выполнены прически, бывают различными: так называемый "взрыв на макаронной фабрике", "конский хвост", "ирокез" или просто распущенная грива.
Cимволы.
Среди используемых готами знаков можно встретить и египетскую, и христианскую, и кельтскую символики. Основным готическим символом является анк - образ вечной жизни. Кельтская символика встречается в виде кельтских крестов и орнаментов. Еще в почете оккультные знаки - пентаграммы, перевернутые кресты, восьмиконечные звезды (символы хаоса). Также используется множество различных обозначений смерти - украшения г с гробиками, черепами и т.д.
Готика: мировоззрение
Очень часто путают понятия мироощущение и мировоззрение, хотя это достаточно разные вещи. Мировоззрение – это система взглядов на жизнь, система жизненных ценностей, в некотором роде – жизненная философия. Классического мировоззрения, свойственного всем готам, просто не существует, поскольку многие разделяют исключительно эстетику культуры, наслаждаясь музыкой или собственным внешним видом. Но для некоторой части готика есть нечто большее, чем просто красивые, но не имеющие отношения к жизни образы.
Для той части готики, которая выросла из пост-панка, определенное мировоззрение, жизненная позиция является одним из основополагающих элементов субкультуры – по крайней мере, для old school goths (готах первой волны) и для людей, выросших на ценносятх панка и пост-панка. Более того, именно смена мировоззрений, произошедшее из-за разочарования в идеалах панка, и привела к формированию пост-панка (а затем готик-рока).
Важнейшей чертой, унаследованной от панка, является внутренняя свобода и ярко выраженный индивидуализм. Они выражаются и во внешнем виде, и в поведении. Эпатаж и самовыражение также находят себя в нестандартной, яркой, индивидуальной и неповторимой внешности (не стоит путать с банальным желанием выпендриться, свойственным многим представителям субкультуры). Поведение может нарушать (иногда вызывающе и вульгарно) общепринятые понятия нормы и этики, часто шокируя окружающих.
При этом панковский анархизм если и присутствует, то выражается гораздо слабее. И что важно, в пост-панке отсутствует свойственная панку агрессия на внешний мир, желание что-либо разрушить, вместо нее присутствует агрессия, направленная на себя, на саморазрушение. Анархизм проявляется скорее не в желании разрушить все социальные структуры, а в максимальном отстранении от них.
Для пост-панка характерно не только разочарование в мире, но и разочарование в классических панковских идеалах. Это привело к ярко выраженным декадентским чертам, к ощущению бессилия изменить что-либо, к значительной степени – к прожиганию жизни и саморазрушению (что наталкивает на мысль об определенном влиянии культуры Декаданса). Причем, для многих это не было игрой или эстетикой, а являлось жизненной позицией. Из всего течения наиболее показательным является пример группы Joy Division. Декадентская лирика, совершенно не похожий на панк, очень спокойный на первый взгляд, а на самом деле депрессивный до безразличия, саунд. И трагическая судьба лидера группы Яна Кертиса, повесившегося в 20 лет. Неудивительно, что, несмотря на отнюдь не высокое исполнительское мастерство, группа, успевшая выпустить всего два альбома, стала не просто легендарной, а наиболее культовой и почитаемой, причем и в среде панков, и «готов старой школы», и готов новой волны, и просто меломанов.
Жизненная позиция большой части течения пост-панка выразила (хотя конечно в несколько эстетизированной форме) группа the Cure:
It doesn’t matter if we all die (альбом Рornography).
Романтизм (в основном немецкий, в лице Гете, Гофмана и других), частично французский символизм (Бодлер, Рембо), музыка барокко и классицизма (Моцарт, Бах) и, конечно же, рассказы и лирика Э. По очень сильно повлияли и на готические произведения, и на мировоззрение «рядовых» готов.
Романтизм и идеализм – основные черты этого мировоззрения. Естественно, мрачный и печальный, куда же без этого! Изначально он был свойственен той части сообщества, которая выросла (помимо вышеперечисленной классики) на музыке etherial, neoclassic, medieval, группах Lacrimosa, Frozen Autumn и тд. В плане не мироощущения, а именно жизненных ценностей это выражается в поиске идеалов, попытке, несмотря на окружающую пошлость, жить согласно им. Стремление (другой вопрос, насколько удачное и жизнеспособное) к красоте, любви, справедливости, глубокому творчеству. Рука об руку с поиском, естественно, идет разочарование, которое может быть временным или стать постоянным, может заставить отказаться от поиска, но как правило не приводит к отрицанию существования самих идеалов.
Далее, это неприятие конформизма, а также бытовых обывательских ценностей, материальных удобств. Речь, конечно, не идет о стоицизме, но, тем не менее – это преобладание духовного над материальным, что уже немало. Конечно, жизнь диктует свои законы, очень часто такая позиция изматывает, загоняет в тупик или просто оказывается нежизнеспособной. Все-таки, конформизм куда выгоднее и удобнее, он является жизненным кредо обывателей, и от этого факта никуда не деться. Поэтому «готы-романтики» сознательно либо несознательно оказываются в отрыве от общества или даже в конфронтации с ним (с его ценностями и социальной системой). Многие это не только чувствуют, но и всячески подчеркивают это. Интересно, что такая позиция один в один совпадает с философией немецкого романтизма, которая использовала пренебрежительный термин «филистер» для обозначения бюргеров-обывателей (об этом хорошо сказано в новеллах Гофмана). Ведь немецкий романтизм как философия развился во многом как ответ на мещанство и материалистическую философию Просвещения.
Ту часть сообщества, которая действительно живет по таким принципам, часто называют «тру-готами». И хотя раньше термин имел немного другой смысл, сейчас он делает ударение именно на определенном мироощущении и мировоззрении. Так вот, современные тру-готы на удивление похожи на героев новелл Гофмана (Золотой Горшок, Песочный Человек). Это одна из причин, заставляющих искать корни готики (как течения искусства и как общественного явления) не только в пост-панке, но и в куда более ранних пластах культуры.
Увы, для многих такая позиция давно стала игрой, притворством, средством выделиться, именно из-за них понятие «тру-гот» часто носит ироничный, пренебрежительный характер. Хотя есть более прямолинейный термин poseurs (готы-позеры). Но их многочисленные примеры никак не умаляет достоинств философии романтизма,а жизнеспособность доказывается такими именами, как Гофман или Тило.
Описание «готического мировоззрения» было бы неполным без еще одной важной черты. Речь идет о юморе. Готам свойственен специфический черный юмор и соответствующее отношение к жизни. Помимо этого, им свойственны ирония и самоирония. Первое – для высмеивания обывателей (что можно проследить не только в пост-панке и готике, но и у тех же Гофмана, По, Майринка). Второе – для самокритики и в целях защиты – иногда это единственное средство не сойти с ума. Плюс, ироничное отношение к окружающим и к себе компенсирует эпатажное, несколько пафосное поведение людей в субкультуре.
Таким образом, понятие «готическое мировоззрение» отнюдь не взято с потолка, а содержит ряд достаточно специфических, четко выделяемых черт. Конечно, в сообществе нет модели разделения на «панк-готов», «романтик-готов» и тд, все эти черты свойственны членам субкультуры в разной степени и достаточно индивидуально. При этом для многих, скажем так, формально относящихся к субкультуре (фактически – к тусовке), какое-либо особое мировоззрение вообще не свойственно.
Автор nirvanacx75.